20.10.2019 23:25

Эволюция понятия «идеальное государство» в истории

Эволюция понятия «идеальное государство» в истории

На протяжении всей своей истории человечество, осознавая несовершенство окружающего его мира, пыталось понять, как можно исправить положение. Век за веком, поколение за поколением люди создавали свой образ «идеального государства». Почему же тема в наше время является актуальной? Ответ очень прост. На протяжении XX в. в нашей стране пытались воплотить в жизнь те идеи, которые высказывали в свое время социалисты-утописты, поэтому нас, как правопреемников СССР, это касается в первую очередь.

Первая концепция идеального государства, описанная в диалоге «Государство», принадлежит античному философу Платону. Он делит граждан на три класса: простых людей, воинов и правителей-философов. Последних должно быть значительно меньше, чем людей, принадлежащих к первым двум классам. Образование в государстве делится на две части - музыку (культура) и гимнастику. Платон предлагает воспитывать молодежь достаточно жестко. Стоит отметить так же то, что Платон не отделяет воспитание мужчин от воспитания женщин. Что касается экономики, то Платон приходит к выводу, что и богатство, и бедность негативно сказываются на людях, поэтому он вводит для двух верхних сословий, как пишет Рассел, радикальный коммунизм. Суть в том, что им запрещено иметь частную собственность, кроме самого необходимого. Тут же у Платона встречается любопытный аргумент о войне. Он пишет, что искать союзников будет достаточно просто, поскольку его государство не берет доли из добычи. Интересно то, что Платон применяет ту же систему и для семьи. В его государстве мужчины имеют все общее, включая женщин и детей. Против «браков», устраиваемых государством, заинтересованные стороны не имеют права возражать; они должны руководствоваться мыслью о долге перед Государством, а не какими-либо заурядными чувствами. Все дети будут после рождения отбираться у своих родителей, принимаются серьезные меры предосторожности, чтобы родители не знали, которые дети являются их детьми и наоборот. Детей с физическими недостатками, детей, родившихся вне «браков» и детей худших родителей станут скрывать, как следует в тайном и неизвестном месте. Таким образом, Платон запретил все браки, за исключением браков между братом и сестрой, которые он считает редкими исключениями. Что касается религии, то традиционные верования никто не отменяет и в этом контексте речь идет лишь о некоторых мифах, которые в интересах государства должны будут навязываться обществу. Платон ясно говорит, что ложь (во имя интересов целого) должна быть исключительным правом правительства. Цель таких мифов очень проста: формирование единомыслия граждан, укрепление незыблемо¬сти правопорядка, формирование убеждения в особой сакральной, мистической природе правителей. Платон писал, что едва ли возможно заставить настоящее поколение поверить в этот миф, но следующее и все следующие за ним поколения можно так воспитать, чтобы они не могли усомниться в этом мифе.

Другая не менее интересная концепция идеального государства была описана Томасом Мором в 1516 г. в книге «Утопия». В государстве Утопии - пятьдесят четыре города, выстроенные по одному и тому же плану, за исключением того, что один является столицей. Двери не имеют никаких замков, и каждый может входить в любой дом. Каждые десять лет жители меняют дома, очевидно, чтобы не зарождались никакие собственнические чувства. Все утопийцы одеваются одинаково. Все работают 6 часов в день: три часа до обеда и три часа после. При общей занятости 6-часового рабочего дня вполне достаточно для удовлетворения необходимых потребностей, а когда обнаруживается избыток - городские власти на время сокращают рабочий день. У всех единообразный распорядок дня. Некоторые лица отбираются для ученой деятельности и освобождены от прочих трудов, если оправдывают возложенные на них надежды. Все высшие должностные лица избираются из числа ученых. Во главе стоит князь, который избирается пожизненно, но может быть низложен за стремление к тирании. Семейная жизнь носит патриархальный характер. Женатые сыновья живут в доме отца и повинуются ему, если только его умственные способности не ослабели от старости. Развод разрешается исключительно в случае прелюбодеяния или «нестерпимо тяжелого характера» одной из сторон, но виновная сторона не может вступить в новый брак. Впрочем, иногда развод разрешается просто потому, что обе стороны его желают. Утопийцы торгуют с другими странами, чтобы получить железо. Так же доходы от торговли идут на военные нужды. Они прибегают к войне ради трех целей: чтобы защитить свою территорию в случае вторжения; чтобы защитить территорию своего союзника, подвергшегося вторжению, и чтобы освободить угнетенный народ от тирании. Иногда они ведут войны при помощи военных наемников, поэтому утопийцы признают полезным иметь запас золота и серебра.

Проанализировав достаточное количество различных утопий прежних времен, можно прийти к выводу, что для них характерен ряд общих черт:
- Отмена частной собственности, как главного источника всех социальных конфликтов
- Относительно жесткая соц. Дифференциация
- Правление «аристократии духа»
- Жесткая выборка брачующихся
- Государственная цензура
- Использование религии и образования для «стандартизации» сознания и жизни граждан
- Внешняя изоляция (при помощи, к примеру, географического положения)
- Как правило, общество находится в глубокой стагнации и прогресс, как таковой, практически невозможен

Как уже отмечалось ранее, в нашей стране в советский период ее истории была осуществлена безуспешная попытка построения совершенного общества на базе принципов впервые сформулированных в утопии Платона. Дальнейшие концепции, в том числе Мора или Кампанеллы, были во многом лишь развитием его идей о равенстве, социальной справедливости, идеальном обществе. Однако надо признать, что жить в таких государствах, было бы нестерпимо скучно. Для счастья необходимо разнообразие, а в этих государствах его попросту нет. Для государства важно не единство, как таковое, а единство в многообразии, когда - есть возможность реального выбора. А если существует система естественной конкуренции, состязательности, то можно выбрать объективно лучшее.

А. С. Севастьянов

Эволюция понятия «идеальное государство» в истории

Опубликовано 20.10.2019 23:25 | Просмотров: 43 | Блог » RSS


Рекомендуем: