23.09.2019 20:44

Эволюция олимпийской символики и атрибутики

Эволюция олимпийской символики и атрибутики

В отечественной историографии тема олимпийской филателии, как одного из важных компонентов олимпийской атрибутики, практически не исследована. В России и за рубежом издается значительное количество специализированной литературы, касающейся различных аспектов олимпийской филателии. Но это представляет интерес, прежде всего для относительно узкой группы лиц - коллекционеров, поскольку эти издания ограничиваются лишь описанием марок, и их разновидностей, указывают их тираж и год выпуска, а также коммерческую стоимость.

Изучение историко-социологических аспектов эволюции олимпийской филателии, как явления, неизменно сопровождающего современные Игры Олимпиад и Олимпийские зимние игры, явилось целью настоящего исследования.

Новизна. Нами была предпринята попытка охарактеризовать эволюцию Олимпийской филателии, с позиции историко-социологических аспектов.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Определить основные тенденции развития олимпийской филателии
- Исследовать факторы оказавшие влияние на возникновение Олимпийской филателии.

Методы исследования
- Теоретический анализ и обобщение.
- Анализ специальной литературы и периодической печати.
- Сравнение и сопоставление.

Источниковую базу исследования, составили материалы отечественной и зарубежной историографии Олимпийского движения, а так же был изучен ряд материалов департамента филателии Международного Олимпийского Комитета и Международной федерации олимпийской филателии, посвященные современным тенденциям олимпийской филателии и анализу финансовых поступлений от продажи почтовых марок, открыток, конвертов со специальным гашением, которые направляются на нужды олимпийского движения и в Оргкомитеты по подготовке и проведению Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр.

В систематизации обширного и разнообразного филателистического материала олимпийской тематики большое значение имеет разработка общих принципов его классификации. По хронологическому принципу олимпийские выпуски принято делить на следующие периоды:
1. Классический период (1896-1920) (выпуск марок обеспечивали ТОЛЬКО страны где проходили Олимпийские игры).
2. Постклассический период (1924-1952) (Помимо стран проводящих Олимпийские игры, выпуск марок ОБЕСПЕЧИВАЛИ ТАК ЖЕ страны участницы Олимпийских игр).
3. Новый период (1956-1992) (Помимо выше указанных стран выпуск марок стали обеспечивать значительный ряд других стран).
4. Новейший период (1994 г. - до настоящего времени) (Выпуск марок обеспечивают уже ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ СТРАНЫ МИРА).

Рождение олимпийской филателии связано с организацией Игр I Олимпиады (1896 г.). Как известно, Греция, приняв на себя обязательство организовать первые в современной истории Игр Олимпиад, испытывала огромный дефицит финансовых средств. Это привело к правительственному кризису и угрозе срыва всех олимпийских планов и надежд.

Доходы от продажи почтовых марок в честь Игр I Олимпиады в Афинах принесли в бюджет Оргкомитета около 400 (четырёхсот)тысяч драхм (около 1,5 млн. $ США в наше время с учётом инфляции)это позволило частично компенсировать недостающие средства. Хотя возможности для выпуска знаков почтовой оплаты были вполне реальны и при организации: игр II; III; IV; и V-ой Олимпиад, почтовые марки появились вновь лишь в 1920 г.. Это было сделано не с целью получения дохода, а с целью продвижения в мире информации об Играх. Часть средств от продажи марок пошла на оказание помощи инвалидам первой мировой войны.

Именно возрастание информационно-пропагандистской роли филателии привело к тому, что Оргкомитет ИгрУШ-ой Олимпиады в Париже 1924 г. оплатил художественное оформление серии марок французскому Почтовому ведомству. Но это был единственный в истории случай, когда Оргкомитет заплатил за выпуск почтовых марок, вместо того, чтобы извлечь из этого доход.

В 1924 г. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ СТРАНА, которая не являлась организатором Игр Олимпиады, Уругвай, выпустила серию почтовых марок, чтобы отметить победу национальной футбольной команды в олимпийском турнире. Количество таких прецедентов увеличилось после 1948 г., когда почтовые ведомства все большего числа государств обращались к олимпийской тематике.

До 60г. 20 века такого рода почтовые выпуски имели допустимые пределы. К сожалению, с 1964 г. начинается явный перебор.

В мире появляется избыток марок на олимпийскую тематику, не предназначенных для почтового использования. Фактически в этой области филателии воцарилась анархия, и поэтому около 60 процентов собирателей олимпийских марок бросили свое увлечение.

МОК, призвал шире использовать олимпийский символ - Олимпийскую эмблему, и это в итоге принесло больше вреда, чем пользы, т.к. появление большого количества марок не представляла коллекционной ценности.

Некоторые страны выпускали по 40, 50, 80 и даже 120 марок. Большинство этих серий было выпущено в странах Карибского бассейна, Южной Америки и Африки. Такое негативное развитие было признано как самими филателистами, так и Президентом МОК Хуан-Антонио Самаранчем.

В 1997 г. в Олимпийскую Хартию были внесены изменения, касающиеся регулирования в мире выпуска почтовых марок с олимпийской символикой. И здесь видно, что уменьшилось число выпуска марок с Олимпийской символикой, не санкционированных МОК.

Ряд государств стали полноправными членами олимпийской семьи, и большинство несанкционированных выпусков почтовых марок осуществлялось с территорий, которые не являются и вряд ли будут объектом признания со стороны МОК и являются полем деятельности для недобросовестных дельцов.

Важное для филателистов событие было инициировано в Сиднее Международной Федерацией олимпийских коллекционеров, Почтовым ведомством Австралии, Австралийским Олимпийским комитетом (АОК), и Оргкомитетом Игр: выпуск почтовых марок с изображением олимпийских чемпионов - представителей Австралии. Эти марки выпускались в течение 24 часов после того, как они одержали победу.

Серии почтовых марок, по олимпийской тематике, выпускались с различными целями:
- выпуск марок с целью дополнительных доходов почтового ведомства;
- реклама с целью продвижения информации об очередных Олимпийских играх как в национальном (Национальные олимпийские комитеты), так и в интернациональном масштабе (страна-организатор).
- Сбор денежных средств и связанные с этим аспекты. (Эта составляющая, которая возникла у истоков современного олимпийского движения, приобретает сегодня все большее значение - количественно, хотя в процентном отношении его доля в общем бюджете Оргкомитетов Игр снизилась и не превышает в настоящее время 2%).

Деньги от выпусков почтовых марок на олимпийскую тематику идут:
- на счет Оргкомитета очередных Игр;
- в бюджеты Национальных олимпийских комитетов для подготовки команд;
- в бюджет департамента филателии МОК.

Таким образом:
- филателия играет важную роль, как в пропаганде олимпийского движения современности, так и в отражении исторических событий, связанных с античными Олимпийскими играми.
- растущий потенциал вкладов от олимпийской филателии в Оргкомитеты по проведению Игр Олимпиад зависит от взаимодействия между Международной Федерацией олимпийских коллекционеров (FIPO) и МОК, и почтовыми ведомствами стран.
- новое явление в филателии - выпуски марок с портретами олимпийских чемпионов следует изучить для возможного использования при планировании тематики почтовых марок в связи с предстоящими Играми Олимпиад и Олимпийскими зимними играми.
- почтовые ведомства, уличенные в нарушении регламента МОК по выпуску филателистической продукции должны преследоваться по закону при поддержке соответствующих Национальных олимпийских комитетов.

Мисакян Л.Г.

Эволюция олимпийской символики и атрибутики

Опубликовано 23.09.2019 20:44 | Просмотров: 366 | Блог » RSS