11.02.2022 21:50

«Ромул Испании»: образ Вириата в изображении античных авторов. Часть 2

«Ромул Испании»: образ Вириата в изображении античных авторов. Часть 2

Выделяется из всех авторов и Дион Кассий. У него мы можем найти сообщение о том, что Вириат восстал лишь из-за любви к войне (Дион Кассий, XXII, 73). Более ранние авторы сообщают нам о том, что Вириат боролся за свободу испанцев, ни о какой любви к войне речи не шло. Представляется, что этот пассаж Диона Кассия является отражением объективных реалий кризиса III века н.э. в Римской империи, когда нашествия варваров отбивались с очень большим трудом. При таком изменении внешнеполитического положения Рима античный автор проявил вполне объяснимую тенденцию к дегероизации в целом положительных образов варваров далёкого прошлого.

Что касается вопроса о соотношении сформировавшегося в античной традиции портрета Вирианта с общей картиной событий в Испании в 147 – 139 гг. до н.э., стоит отметить следующее. Во-первых, как представляется, античные авторы не случайно подчёркивали простое происхождение Вириата и отсутствие у него тяги к богатству и власти, так как именно это помогло ему стать общепризнанным лидером восстания на 8 лет. Во-вторых, сообщения о полководческом таланте лидера лузитан, не были, по-видимому, преувеличением античных авторов. Это подтверждается его неоднократными победами над римской армией, и в том числе, в период своего наивысшего могущества (147 – 144 гг. до н.э.) Вириат разбил армии 4 преторов Рима и не потерпел при этом ни одного поражения. Наконец, устойчивость интереса римлян к личности лидера лузитан на протяжении более пятисот лет следует признать не простой случайностью, а логичным отражением его роли в развитии провинциальной политики Рима в Испании. Хотя восстание и было подавлено, но на это у римлян ушло много лет и сил, а лузитане в итоге были наделены землями. Таким образом, основные характеристики портрета Вириата в изображении античных авторов хорошо соотносятся с данными о событиях и результатах восстания лузитан 147-139 гг. до н.э.

Итак, на основе вышеизложенного можно сформировать целостный портрет Вириата. Предводитель восстания лузитан был простого происхождения, но по велению судьбы он выбился из обычного пастуха в командующие. Став им, Вириат не пал жертвой страсти к 127 роскоши и власти, поэтому люди следовали за ним на протяжении 8 лет. Также античные авторы пишут и об организаторском таланте Вириата, который смог объединить людей в ходе восстания. Невозможно дать однозначный ответна вопрос, откуда у Вириата таланты полководца, но он одержал многочисленные победы над римской армией, не только завоевав уважение римлян, но и вызвав у них страх. В целом, Вириат выступает как борец за свободу испанцев, который не стремился к власти, умело руководил людьми и был победоносным командующим.

В заключение же представим возможную схему того, как формировался образ Вириата в античной традиции. Как представляется, именно осведомленность о происходивших в Испании событиях и их осмысление в общем контексте римских завоеваний стали главными факторами, повлиявшими на становление в античной традиции «ядра» образа Вириата как талантливого полководца: восстание лузитан в Испании было первым после II Пунической войны длительным противостоянием с варварами, сопровождающимся частыми поражениями римской армии; после подавления восстания Рим пошёл на уступки в пользу варваров.

Еще одним фактором, повлиявшим на становление «ядра» образа Вириата, стали, на наш взгляд, особенности развития римского историописания в конце II – I вв. до н.э.: в это время в римской интеллектуальной элите огромную популярность приобрела так называемая теория «упадка нравов», гласившая, что римляне в ходе великих завоеваний, став властителями огромной державы, утратили главные старинные добродетели – умеренность, доблесть и почтение к отеческим богам. В рамках этой теории восхваление и идеализация природной чистоты нравов варварских народов стали чуть ли не общим местом[1; 98], что в случае с Вириатом выразилось в неоднократном подчеркивании его простого происхождения и отсутствия у него тяги к роскоши и власти как главных основ успеха в борьбе против римлян. Кстати, эту особенность отмечал уже Т. Моммзен, полагая, что для римлян в Вириате как бы возродился один из героев Гомера [4; 15]

Что касается отклонений от общей картины образа Вириата, то таких случаев, как уже говорилось, можно выделить всего два. Испанец по происхождению Анней Флор увидел в испанце по происхождению Вириате «национального героя» Испании и подчеркнул его особую роль в истории Испании сравнением с основателем Рима Ромулом. Дион Кассий, время жизни которого совпало с периодом нарастания проблем во взаимоотношениях с варварским миром в конце II – начале III вв., проявил вполне объяснимую тенденцию к ««дегероизации» в целом положительных образов варваров далекого прошлого.

Список литературы

1. Дуров В. С. Художественная историография Древнего Рима / В. С. Дуров. – СанктПетербург: изд-во СПбГУ, 1993. – 144с.
2. Немировский А. И. Исторический труд Л. Аннея Флора // Луций Анней Флор – историк древнего Рима / пер. с лат. А.И. Немировского, М.Ф. Дашковой. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. – С. 3-40.
3. Короленков А.В. Испания в огне: о книге Гельмута Симона и её предмете / А.В. Короленков // Симон Г. Войны Рима в Испании. 154–133 гг. до н. э. / Г. Симон; пер. с нем., науч. ред. и вступ. ст. А. В. Короленкова. – Санкт-Петербург: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. – С. 5–24.
4. Моммзен Т. История Рима в 5 т. / Т. Моммзен; перевод под общ. ред. Н. А. Машкина. – Москва: гос. соц.-экономич. изд-во, 1937.– Т.2: От битвы при Пидне до смерти Суллы.– 447 с.
5. Симон Г. Войны Рима в Испании. 154–133 гг. до н. э. / Г. Симон; пер. с нем., науч. ред. и вступ. ст. А. В. Короленкова. – Санкт-Петербург: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. – 288 с.

А. А. Алексеев

«Ромул Испании»: образ Вириата в изображении античных авторов. Часть 2

Опубликовано 11.02.2022 21:50 | Просмотров: 180 | Блог » RSS