15.08.2019 17:16

Образ национального героя в изобразительном искусстве Монголии ХХ - XXI вв. Часть 1

Образ национального героя в изобразительном искусстве Монголии ХХ - XXI вв. Часть 1

Феномен существования национальных героев практически во всех странах мира всегда был и остается явлением многогранным и порой противоречивым. Национальный герой есть явление в большей степени политическое и культурное, нежели историческое. Необходимость в героях редко возникает в период мирного времени, во времена полной социальной и политической стабильности. Серьезные потрясения, тем более связанные со сменой действующего государственного строя, зачастую не получают должного отклика в сердцах большей части населения - так называемой «народной массы». Люди, далекие от политики, не могут воспринять даже необходимые в данный исторический период меры, принимаемые государством, если они противоречат их личным моральным принципам. Народу нужно не эфемерное, далекое, «счастливое будущее», а пусть и не идеальное, но стабильное настоящее. И если его нет, а прекрасное будет лишь «после», даже самые твердые убеждения могут пошатнуться без живого примера человека, борющегося уже сейчас не за материальные блага, но за идею. Такой пример почти так же необходим для продвижения новой политической идеологии в общественное сознание как агитация, издание декретов и делегитимизация критикуемой власти. Этот пример должен быть настолько показателен и признан народом, властью, настолько непоколебим, что у отдельно взятого гражданина не может остаться ни капли сомнения в подвиге этого человека. Именно он - близкий к народу, деяния которого общеизвестны и безусловны в позитивности результатов, героизируется и становится идеалом гражданина. Так, рождение национального героя - есть событие, имеющее историческое и политическое значение. По изложенным выше причинам национальный герой не только лицо исторически значимое, он является и олицетворение национальной идеи государства.

Историческая судьба Монголии во многом повторяет судьбы множества других стран, переживших революцию и смену политического режима. Длительная борьба власти с оппозицией, революционное движение и победа новой идеологии - подобный сценарий был разыгран в начале ХХ в. в России, Португалии и Бразилии. Революция сильнее, чем любое другое важное для страны историческое событие, нуждается в герое, человеке-символе, который одним из первых начал борьбу за новое общество. В Монголии после революции 1921 года таким героем становится руководитель Монгольской народной революции Дамдин Сухэ-Батор (1893-1923).

Являвшийся видным политическим деятелем, одним из предводителей революции, умерший в возрасте тридцати лет (практически сразу после создания Монгольской Народной Республики (далее МНР), с политической точки зрения он был идеальным воплощением образа национального героя. Ещё при жизни он был удостоен государственной награды «Неустрашимый герой Монгольского народного государства» (23 сентября 1922 года; позднее - «Герой МНР») [1], а позднее, начиная с 1925 г., его образ приобретает вес и в культуре. Печатаются банкноты и почтовые марки с его изображением, в его честь переименовывают столицу Монголии из Ургы в Улан-Батор (монг. «красный богатырь»), устанавливают первый памятник (1930 год) и прочее. В последствие, начиная с 1940-х гг., образ Сухэ-Батора многократно используется в изобразительном искусстве, кино [2, с. 24-46] и литературе.

Т. Чиняева
Продолжение следует

Образ национального героя в изобразительном искусстве Монголии ХХ - XXI вв. Часть 1

Опубликовано 15.08.2019 17:16 | Просмотров: 461 | Блог » RSS