29.10.2023 22:50

Лирический герой поэмы «Облако в штанах» В. Маяковского как система номинаций. Часть 1

Лирический герой поэмы «Облако в штанах» В. Маяковского как система номинаций. Часть 1

Аннотация. Предметом анализа стала поэма В. Маяковского «Облако в штанах». Научная актуальность работы состоит в том, что образ лирического героя поэмы рассмотрен как система художественных номинаций. Сделан вывод, что конфликт номинаций является структурообразующим принципом создания образа лирического героя «Облака в штанах», отражающего противоречия футуристической утопии автора.
Ключевые слова: Маяковский, система номинаций, лирический герой, «Облако в штанах».

Номинация персонажа в художественном произведении выполняет множество функций, однако в первую очередь она является средством внешней и внутренней характеристики героя. Изучением вопроса номинации занимались такие ученые как Н.Д. Арутюнова, В. Г. Гак, М. А. Дмитровская, Г.В. Колшанский, Б. Рассел и др.

В поэме «Облако в штанах», написанной от 1 лица, дано более 80 номинаций лирического героя. Поскольку «имя - есть окончательный предмет всех умных самовыявлений и самовыражений» [3; 844-845], анализ системы и динамики номинаций в художественном произведении позволяет проследить не только внешний конфликт герой–мир, но и внутренний – саморефлексию героя. Разнообразные номинации в ходе сюжета оппонируют друг другу, находятся в непрерывном конфликте, тем самым демонстрируя разорванное, противоречивое состояние/сознание героя.

Первая номинация лирического героя «окровавленный сердца лоскут» дана во вступлении. Через «сердце» и «кровь» герой декларирует свое поэтическое слово, которым он намерен пробудить мысли и чувства людей, дать им новую жизнь. Здесь прослеживается генетическое родство с жертвенной героикой персонажа М. Горького – Данко.

Характеризуя себя через гиперболический образ-метонимию «сплошные губы», герой заявляет необходимость и нереализованность любить и быть любимым, которая в дальнейшем превращается в бунт против мира, где нет настоящей любви. Однако протест против существующего миропорядка не дает желаемого и во 2 главе «сплошные губы», ранее символизировавшие необъятную жажду любви и слова, становятся «обвисшими, как люстра».

Ал. Михайлов отмечает, что на момент написания «Облака в штанах» «…у Маяковского выкрепло понимание того, что поэзия должна впитать в себя язык улицы и вернуть его улице же, как язык общения и взаимопонимания. Помимо этого пришло осознание социальной задавленности улицы и бессилия искусства перед взалкавшей страстью: “Идемте жрать!”» [4; 79]. По ходу сюжета декларация слияния с улицей (поэтического «я» с «мы») оказывается мнимой. Возникает конфликт номинаций на уровне местоимений: «Мы – / каждый - / держим в своей пятерне / миров приводные ремни!» – заявляет лирический герой, однако в распространенной характеристике «мы» тут же проступает хаос, конфликт «каждого» с «каждым».

Сюжет открывает драма неразделенной любви. Мария, возлюбленная героя, отвергая его, дает единственную в поэме номинацию поэта извне: «Меньше, чем у нищего копеек, / у вас изумрудов безумий». Тем героиня ставит под сомнение способность любить и творить не только героя, но и автора. Автобиографический подтекст «Облака в штанах» подчеркивал сам Маяковский. Творчество – «сакральное» содержание личности поэта. В стихотворении «Нате» В. Маяковского поэзия показана как акт «дарения сокровищ»: «…я вам открыл столько стихов шкатулок, / я – бесценных слов мот и транжир».

С.О. Кушнир
Продолжение следует

Лирический герой поэмы «Облако в штанах» В. Маяковского как система номинаций. Часть 1

Опубликовано 29.10.2023 22:50 | Просмотров: 112 | Блог » RSS