15.08.2019 17:08

Образ национального героя в изобразительном искусстве Монголии ХХ - XXI вв. Часть 4

Образ национального героя в изобразительном искусстве Монголии ХХ - XXI вв. Часть 4

В культурном и политическом ключе интересна статуя Чингисхана, установленная на площади имени Сухэ-Батора в 2006 г. Хотя и с композиционной и эстетической точки зрения она не похожа на другие произведения подобного толка - в ней привлекает и культурный контекст, в котором она существует. Установка памятника вновь признанного национального героя на площади героя-символа прошлого - Сухэ-Батора, говорит о попытке постепенной замены одних ценностных ориентиров другими, с возможностью их сосуществования.

Второе направление в искусстве - направление свободного творчества. Оно характеризуется иным отношением к Чингисхану. Для художников он по-прежнему - великий предок, национальный герой. Но вместе с тем в его образе в произведениях чувствуется личная любовь к герою, его возвеличивание не целым народом, но отдельным гражданином. Это и отличает станковые произведения современного искусства Монголии, от сходных с ними произведений ХХ в. - в них нет того общенационального пафоса, присущего большинству художников прошлого столетия. Такие работы чаще всего создаются молодыми современными художниками, для которых и события первой половины ХХ в., и времена правления Чингисхана, прежде всего - историческое прошлое Родины, которое нужно помнить.

Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод не только о культурной и эстетической ценности памятников искусства, основанных на идеале героя страны, но и выявить закономерность существования феномена национального героя в истории и культуре государства. В действительности, национальный герой проживает несколько жизней - реальную, политическую, историческую и культурную. Реальная жизнь национально¬го героя часто является впоследствии значимой лишь исторически, в меньшей степени - значимой политически. Более того, именно смерть этого человека является точкой отсчета его героизации и жизни его как национального героя. Политическая жизнь национального героя на первых порах имеет ведущее значение - именно она помогает оставаться ему в памяти людей. Молодая власть всегда старается захватить мысли и взгляды граждан, поэтому через образ национального героя она, с одной стороны, показывает небезразличность к людям, чьи деяния и подвиги повлияли на судьбы народа, а с другой - старается через этот образ продвинуть новые идеи, манипулируя народной любовью к герою. Таким образом, государство дает вторую жизнь герою, который ей самой необходим.

Однако, по прошествии времени, государственная идеология закрепляется в сознании людей, ее сторонников становится больше и потребность в национальном герое у власти ослабевает. Но неразрывная связь в умах граждан между действующей (чаще всего - лучшей, чем была прежде) властью и образом национального героя, приобретает иное мировоззренческое значение. Народ мифологизирует, поэтизирует героя, и он, исторически значимое лицо, со временем становится собирательным образом революционера и народного освободителя. В культуре его жизнь и деятельность постоянно являются объектами вдохновения - в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе появляется множество произведений, где герой все более обрастает идеальными чертами и становится уже символом эпохи. Культурная жизнь национального героя длится дольше, чем политическая, потому как тесно связана с мировоззрением и верой народа, который находит в герое образец подражания и пример совершенной личности.

В культуре память о национальном герое жива до тех пор, пока у народа есть в ней потребность. Зачастую, национальный герой забывается, когда происходят новые социальные и политические потрясения, либо когда по прошествии времени его идеал устаревает. Так или иначе, в культуре смерть одного национального героя всегда сопровождается рождением нового. В истории же он остается навсегда. Пока существует народ, существует и национальный герой как исторически существовавшая личность.

1. Режим доступа: http://mongolia-awards.ru
2. Черненко, М. М. Кино Монголии / М. М. Черненко. - М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1976. - 61 с.
3. Современное декоративно-прикладное искусство Монголии: альбом репродукций. - Л.: Аврора, 1971. - 11 с.
4. Майдар, Д. Графика Монголии [Монголын зураасан зураг]: альбом / ред. Д. Май- дар. - М.: Изобразит. искусство, 1988. - 174 с.
5. История Монголии: XX век / [М.И. Гольман и др.; отв. ред. Г. С. Яскина]; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - М.: ИВ РАН, 2007. - 448 с.

Т. Чиняева

Образ национального героя в изобразительном искусстве Монголии ХХ - XXI вв. Часть 4

Опубликовано 15.08.2019 17:08 | Просмотров: 339 | Блог » RSS