15.07.2019 10:23

Средства массовой информации - четвертая ветвь власти. Часть 2

Средства массовой информации - четвертая ветвь власти. Часть 2

Основой научного анализа является теория коммуникации, изучающая пути распространения информации, идей среди индивидов, групп, наций и целых поколений. Средства массовой информации строят свою работу в четком соответствии с закономерностями информационного и эмоционального обмена между людьми, вызывая определенный интерес даже к малозначимым событиям или фактам. Массовая информация передается огромному числу людей на безграничные расстояния, она не знает государственных, политических и социальных границ [4].

Известны слова Х. Ортега-и-Гассета о том, что масса людей не имеет мнения. Он считает, что народ никогда не имел никаких идей; не обладал теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность к теоретическому мышлению мешает массам принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину [5].

Средства массовой информации выполняют функции: информационную, образовательную, пропагандистскую, социализацию, мобилизационную, инновационную, оперативную, критику и контроль, формирование общественного мнения. Для нашей темы рассмотрим две функции: пропагандистскую и функцию контроля и критики.

Основная суть пропагандистской функции СМИ понимается как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей. Пропагандистская функция в такой трактовке пронизывает всю деятельность журналистской системы.

Критика и контроль. Функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку связан с моральной оценкой тех или иных событий и лиц [6].

Средства массовой информации воздействуют на общественное мнение, массовые коммуникации способствуют наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов. Этот факт послужил основанием возникновения термина «четвёртая власть», наделяющего массовые коммуникации некими особыми властными полномочиями.

1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: Власть, понятия. М.; СПб., 1890-1907. - 500 c.
2. Каталог статей: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusarticles.com
3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2013) «О средствах массовой информации». 1992-2013.
4. Проблема центр: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://problema-centr.ru
5 Ортега-и-Гассет, Размышления о Дон Кихоте / Ортега-и-Гассет. - М.: СПб., 1991. - 300 с.
6. Функции СМИ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com

Е. Комова

Средства массовой информации - четвертая ветвь власти. Часть 2

Опубликовано 15.07.2019 10:23 | Просмотров: 550 | Блог » RSS