29.04.2019 09:34

Дэвид Чалмерс и его проект науки о сознании

Дэвид Чалмерс и его проект науки о сознании

Сознательный опыт является одним из самых парадоксальных феноменов на протяжении всей истории развития человеческой культуры. Нет ничего, что было бы для нас одновременно таким знакомым, родным и в тоже время непонятным и загадочным. Вероятно, что каждый из нас считает себя единственным хозяином своего субъективного опыта от первого лица, единственным свидетелем переживания своего существования во всех деталях. Все эти качественные и субъективные аспекты нашего сознательного опыта недоступны другим людям с позиции наблюдателя или так называемой позиции третьего лица. В этом и заключается главная проблема исследования сознания - именно позиция третьего лица является объективной научной позицией. Поэтому сознание, претендующее на свою субъективность, приватность, на протяжении последних столетий не бралось во внимание различными исследователями, изучающими мозг или когнитивные способности человека.

В психологии первую половину ХХ века доминировал бихевиористкий подход, с его тенденцией к элиминации сознания из психологических исследований. Оно считалось «чёрным ящиком», которое может и существует, но является совершенно нерелевантным научному методу. Затем во второй половине ХХ века наступил период подлинной когнитивной революции. Компьютерная метафора о сознании (сознание это программа, а мозг - аппаратное обеспечение) Хилари Патнэма вернула «чёрный ящик» в научные исследования в рамках амбициозной междисциплинарной исследовательской программы под названием когнитивная наука [1]. Современная когнитивистика включает в себя когнитивную психологию, нейрофизиологию, искусственный интеллект, лингвистику. Здесь добились больших успехов в попытках научным способом объяснить феномен сознания, но данные, с которыми работают когнитивисты, выражают лишь пропозициональные установки. Похоже, они не могут быть отнесены к тому самому существенному свойству сознательного опыта - его непередаваемой субъективности. Как же быть в этом случае?

Дэвид Чалмерс, известный современный философ сознания считает, что настало время, когда наука готова для серьезного изучения всех аспектов сознания. Он предлагает свой проект науки о сознании, который может служить философским основанием. На нём, по его мнению, в будущем возможно создание интегрированной теории сознания, учитывающей не только объективные данные от третьего лица, вроде наблюдаемого поведения или процессов в мозге, но и те самые данные от первого лица, существование которых принимаются как необходимое конвенциональное допущение, не требующее научного доказательства. На роль главных китов Чалмерс выдвигает интроспективную психологию и когнитивную нейронауку – они должны выявить психофизические законы, некие корреляты вербальных отчётов испытуемых о своём субъективном опыте и объективных научных данных о наблюдаемом поведении совместно с нейрофизиологическим состоянием мозга [2].
1. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. C.120
2. Chalmers D. J. How Can We Construct a Science of Consciousness? // TheAnnals of the New York Academy of Science. Vol. 1303. 2013. P. 25-35.

Гусев А.А.

Дэвид Чалмерс и его проект науки о сознании

Опубликовано 29.04.2019 09:34 | Просмотров: 476 | Блог » RSS