20.02.2019 21:09

Региональный сувенир как явление современной культуры

Региональный сувенир как явление современной культуры

Сувенир (от франц. - «souvenir») трактуется словарями как «память» о каком-либо месте, событии и т.п. Специалисты настаивают, что сувенир - это хранитель индивидуальной памяти, отсылающий к месту или событию, к дарителю, к истории происхождения; сувенир способен активизировать память, в нем всегда присутствуют индивидуально-выработанные или усвоенные смыслы и т.д. Важнейшими элементами сувенира являются образ, знак, легенда (Т.Ю. Быстрова). Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно-утилитарное назначение. Но они должны обязательно нести в своем художественном решении знаковую информацию. Любая вещь, помимо своего прямого функционального назначения представляется носителем чего-то большего, вещь несет в себе смыслы, она является носителем информации, т.е. вещь не исчерпывается исключительно практикой - она является также и знаком (Р. Барт).

История сувенира насчитывает не одно столетие. С развитием промышленного производства сувениров произошло разделение понятий «подарочное изделие» и «сувенирное изделие; «декоративное изделие» и «сувенирное изделие»; «личный» и «общезначимый» сувенир т.д. Сегодня сувенир - это значимый фактор развития туризма, важный элемент рекламы, инструмент маркетинга (В.В.Лапочкина, М.В.Рапопорт, А.В. Гребенюк и др.).

В условиях мощного развития внутреннего туризма в России обозначилась проблема регионального сувенира. Рынок наполнен стандартными, сомнительной художественной ценности, но - низкой себестоимостью изделиями. Исключение составляют традиционные русские сувениры (матрешки, лаковые миниатюры и шкатулки, ростовская финифть, павлово - посадские платки, жостовские подносы и др.), созданные профессиональными мастерами декоративно-прикладного искусства, отражающие дух и традиции народа.

Региональный сувенир - это не просто памятный предмет о путешествии, но также элемент современной культуры, в котором отражены ценности, достижения конкретной территории, определены ее ключевые/аутентичные особенности. Это - своего рода полифункциональный символ места, в котором соединяются географические, социальные, культурные, этнические особенности. Он репрезентирует свой ареал, хранит культурную информацию о нем. Город Иваново предоставляет довольно широкий спектр текстильной сувенирной продукции, уникальную продукцию мастеров малых городов Ивановской области (Холуй, Шуя, Приволжск и др.). Однако гости и жители областного центра не найдут актуального «ивановского сувенира», прагматическую необходимость которого утверждают теоретики и практики «креативного города». Новый сувенир должен выполнять символическую функцию - формировать положительный образ региона; рекламно-информационная функцию, транслировать информацию о регионе за его пределами; эстетическую функцию -, воспитывать чувство прекрасного; социально-экономическую функцию - провоцировать /способствовать созданию дополнительных рабочих мест на производстве и т.п.

Цель исследования - на основании анализа современных практик создания сувенирной продукции в России разработать и предложить власти региона проект городского конкурса сувениров. Задача - привлечь к разработке «ивановского сувенира» учащихся профильных училищ и творческих, художественно одаренных жителей, заинтересованных в создании содержательно-интересного образа города, связанного, в первую очередь, с его культурной историей.

Комякова А. А.

Региональный сувенир как явление современной культуры

Опубликовано 20.02.2019 21:09 | Просмотров: 2057 | Блог » RSS